История Федоскинской лаковой миниатюры
Табакерки из прессованного картона пропитанного маслом и высушенного при определенной температуре (80 -100 С), стали делать в Европе. Этот материал назвали «папье-маше». В то время было в моде «нюхнуть табачку». Табакерки грунтовались и покрывались лаком.
История Федоскинской лаковой миниатюры начинается в деревне Данилково, что находится рядом со старинным селом Федоскино на берегу реки Учи. Здесь, в 1795 году купец Петр Иванович Коробов открыл фабрику по производству лаковых козырьков из папье – маше.
Производство быстро росло, и к началу первого десятилетия девятнадцатого века на фабрике массово изготавливались табакерки с масляной росписью и бумажными гравюрами покрытыми лаком.
В 1810 году, купец Петр Васильевич Лукутин женился на дочери Петра Ивановича Коробова, получив в приданое лаковое производство в Данилково. При Петре Лукутине, с которым работал его сын Александр ассортимент выпускаемой продукции быстро расширялся . В продаже появились шкатулки, табакерки, стаканы, очечники и многое другое.
В 1828 году купец Лукутин получил разрешение ставить на изделиях фабрики гербовые клейма с инициалами владельца фабрики. К концу девятнадцатого века продукция лакового производства Лукутиных получило такую популярность, что все изделия с русской лаковой миниатюрой стали называть «лукутинские». На фабрике работало около 450 человек, в 40 мастерских расположенных в десятке сел.
Процесс производства федоскинской шкатулки
Процесс изготовления шкатулки не так прост, как это может показаться на первый взгляд.
Она делается из папье-маше. Вначале лентами нарезают картон, проклеивают в несколько слоев и прессуют. Далее ленты смазывают клейстером и накручивают на болванки, для придания им формы. Дальше заготовки высушивают в сушильном шкафу, потом изделия пропитываются растительным маслом и многократно просушиваются при определенной температуре, вследствие чего шкатулка приобретает прочность и качества дерева. Ее можно резать и обрабатывать на токарном станке как натуральную древесину.
Далее, при помощи столярных инструментов заготовке придают форму, грунтуют и шпаклюют её, втирая специальную красную глину, смешанную с голландской сажей и маслом. После этого её покрывают несколькими слоями копалового лака и полируют, постоянно просушивая.
Перед тем как шкатулка попадет к художнику, проходит несколько месяцев. Сперва художник переносит изображение на бумагу. Затем изображение переносится на заготовку шкатулки. После этого, последовательно выполняются замалевок — общий набросок композиции, без прорисовки мелких деталей. Далее производится сушка. Пропись или перемалёвка — детальная проработка рисунка. После высыхания красок, композиция покрывается лаком и снова высушивается. лессировка — моделирование изображения прозрачными красками и бликовка — изображение бликов на предметах светлыми красками. Далее сушка и покрытие лаком, не менее десяти слоев.
Существует также оригинальная федоскинская техника «письмо по сквозному», когда перед росписью на всю поверхность изделия или его часть наносится перламутр, золотая или серебряная фольга. Они просвечивают через лессировочные краски, придавая изделию внутреннее свечение.
Для росписи используют масляные краски, что отличает федоскинскую школу от других русских школ лаковой миниатюры. Для письма используются тонкие беличьи и колонковые кисточки. Для выполнения тончайшего изображения художник пользуется микро кистью буквально из двух-трех волосков. Для мельчайших изображений может потребоваться использование микроскопа.
Изделия украшают также сканью, различными орнаментами и др. После этого шкатулку снова отправляют на лакировку и полировку. Отличительная особенность федоскинских шкатулок — глубокий черный цвет снаружи, ярко-красный внутри, глубокие краски рисунка с внутренним свечением.
Так, для изготовления одной шкатулки, в зависимости от сложности, может потребоваться от нескольких месяцев до полугода работы. В связи, с технологическим процессом создания лаковых миниатюр, представляется, что цена на них сильно занижена.
В 1888 году владельцем фабрики лаковой миниатюры стал Николай Александрович Лукутин.
Он занимался фабрикой только в память о своем отце и дохода фабрика не приносила. У Николая Лукутина была крупнейшая коллекция русского фарфора, насчитывающая более десяти тысяч предметов из фарфора.
После смерти Николая Александровича, в 1904 году производство было закрыто. Мастера фабрики разошлись по соседним мастерским Жостово и Осташково.
В 1910 году бывшие работники фабрики Лукутина, на средства выделенные Саввой Морозовым создали «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина».
В 1913 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Киеве продукция артели получает Малую золотую медаль.
После Революции артель оказалась в сложном положении. Но, не смотря на это, в 1923 году продукция Федоскино удостоилась диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. В связи с новой социально – экономической политикой нового государства, продукция Федоскино запестрела совершенно новыми сюжетами: коллективизация, индустриализация. Старые традиционные русские сюжеты тоже оставались популярными.
В 1931 году, советская власть основывает Федоскинскую профтехшколу, выпускники которой, в 1937 году, на всемирной выставке в Париже получают Большую золотую медаль и диплом за высокое качество изделий из папье – маше и за сохранение традиций русского народного искусства.
В первые дни войны многие мастера фабрики ушли на фронт. В 1942 году, по личному указу Сталина, мастера артели были возвращены с фронта, и работа была возобновлена.
Сразу после войны, в 1945 году, чтобы расширить ассортимент продукции и повысить творческую составляющую, на базе артели была создана экспериментальная мастерская. Возродились утраченные способы декорирования миниатюры – «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру. Совершенно новый этап в формировании федоскинской миниатюрной живописи, предвосхищенный всплеском творческого авторского начала, приходится на 1950-е гг. Художники создают неповторимые авторские произведения, изобретательно – по новому переосмысливая традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства миниатюры Федоскино внесли: М.С. Чижов, С.П. Рогатов, М.Г. Пашинин, И.И. Страхов, В.Д. Липицкий, П.Н. Пучков и др.
В 1960 г. артель преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В настоящее время Федоскинская фабрика выпускает шкатулки, табакерки, ларцы, пудреницы, игольницы, чайницы, броши, кулоны, пеналы, обложки для фотоальбомов. Лаковая миниатюра из Федоскино хранится в коллекциях по всему миру, представлена в музеях разных стран, а также в частных коллекциях.