Статуэтки из фарфора Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ)
Каталог статуэток и фигурок из фарфора Советского периода производства Ломоносовского Фарфорового Завода (ЛФЗ) представлен сотнями редких, антикварных произведений известных авторов: Столбовой Г.С, В. П. Веселова, А. Корсикова, А. Красикова, Воробьёва Б.Я, Матвеева А.Т. и скульптора Чехонина
История Ломоносовского фарфорового завода.
История Ломоносовского фарфорового завода насчитывает не одну сотню лет.
Всяческие попытки организовать производство фарфоровых изделий в России, были еще при Петре 1. По заданию Петра, Юрий Кологривый хотел раскрыть секрет в Мейсене, но потерпел фиаско. В 1724 году русский купец Гребенщиков основал фаянсовую фабрику и на ней вел опыты по изготовлению фарфора, но они не увенчались успехом.
Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод, основан в 1744 году, в Санкт-Петербурге, по указу дочери Петра Великого, Императрицы Елизаветы b стал крупнейшим фарфоровым заводом в России, и третьим в Европе. Расположен завод в Санкт- Петербурге.
Название завода изменялось много раз. Изначально предприятин именовалось «Пурцелиновой мануфактурой», с 1765 года — Императорский, с 1917 — Государственный ф. завод (ГФЗ), в 1925 году заводу к 200-летию РАН, было присвоено имя Михаила Васильевича Ломоносова, предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова, также имела употребление краткая форма — ЛФЗ) — аббревиатура клейма читалась и как Ленинградский фарфоровый завод) — до 2005 года.
Со времен изобретения фарфора, он пользовался большой популярностью во всем мире. В 18 веке, в эпоху Елизаветы Петровны, в России и в Европе , отмечался повышенный интерес к фарфору, даже можно сказать истерия по фарфору. В 1744 году, камергер императрицы Елизаветы, барон Николай Корф, находившийся в Стокгольме, по особому поручению, заключил договор с Христофором Гунгером, который поручился организовать в Санкт-Петербурге предприятие по производству изделий из фарфора. Организация и надзор Порцелиновой мануфактуры, были поручены управляющему кабинета Её, Императорского Величества , барону Ивану Черкасову. Получив протекцию императрицы, материальную поддержку и полную свободу действий, Гунгер начал организацию производства, но оказался не компетентен, чтобы организовать такое масштабное производство фарфора. За 4 года пребывания и работы в России (1744—1748), Гугнер, так и не смог предложить, что-нибудь привлекательное. Несколько третьесортных чашек, которые он изготовил, имели не ровную поверхность, а цвет их был тёмен. Перед Черкасовым встала проблема: искать нового мастера в Европе, или доверить производство Дмитрию Виноградову, русскому химику, сподвижнику Ломоносова, зачисленному на мануфактуру указом императрицы в ноябре 1744 года. Выбор Черкасова оказался правильным и удачным: Виноградов, за короткий период, наладил в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора.
Дальше, началось стремительное развитие и процветание предприятия.
В 1779 г., модельмейстером завода ,был приглашён специалист, родом из Франции, Жан-Доминик Рашет (в России-Яков Иванович Рашет). За 25 лет работы в России Я.И. Рашет внёс неоценимый вклад, в развитие художественного производства фарфора. Самая известная серия фигур «Народы Российского государства» (1780-е гг.) , известна во всем мире. Она имеет не превзойденную историко-этнографическую и художественную ценность. И уже много позже, по моделям этих фигур были созданы громадные серии народов России, как формальная и очень важная традиция императорского фарфора. Так же, по 'эскизам Я.И. Рашета был создан «Арабесковый сервиз» (1784) и много других образцов русского фарфорового искусства (к примеру, бюст Екатерины II, величиной 27 сантиметров).
Первоначально, завод имел статус Императорской фарфоровой мануфактуры, и находился в 11 километрах от Петербурга. В настоящее время он находится в черте города.
Валериан Галямин (1794—1855) был назначен директором в 1832 году. В то время он значился руководителем топографического училища. Известна история, как Галямин вручил императрице, пару своих акварельных альбомов, после этого его кандидатура была выбрана на должность директора изящного завода. «Отличный рисовальщик» — так именовали его при дворе . Изысканный вкус Галямина благотворно отразился на всей продукции предприятия. При Галямине было внесено много полезных новшеств, стали работать такие известные художники-мастера, как А. Воронихин, С. Пименов, построены лазарет, аптека, богадельня, бронзовое заведение, гончарная мастерская. Открыты школа мастеров-художников по фарфору, и училище для детей работников завода. К 100-летию производства открыли музей, где демонстрировались образцовые изделия. За 16 лет СВОЕЙ плодотворной работы , Галямин вошёл в историю завода как лучший директор.
С конца XIX века, благодаря императору Александру 3 на заводе появился императорский музей, в котором собирались и хранились неповторимые образцы самых красивых фарфоровых изделий, чтобы мастера завода могли копировать изделия , чтобы осталась память для потомков. Александр 3 распорядился, чтобы все заказы императорской семьи, исполнялись на заводе, в двух экземплярах: один экземпляр, всегда должен оставаться в музее завода.Эта традиция была сохранена и в XX веке, в том числе, и в советскую эпоху. Впоследствии, музей стал частью Эрмитажа.
Не миновали завод трудности и драмматические периоды. Завод пережил войны, революции, национализацию, приватизацию... Коллекция музея дважды полностью подвергалась эвакуации, первый раз — осенью 1917 года, когда её вывезли в Петрозаводск , второй — в 1941 г., когда экспонаты были вывезены в Ирбит, на Урал.
В 20-х г. прошлого века, на заводе творили известные художники-супрематисты Казимир Малевич, Илья Чашник, Николай Суетин.
На заводе также работал , выдающийся ученый, химик, специалист в области оптического стекла, технологии его варки и основатель теории холодной обработки, (шлифовки и полировки), организатор науки и производства, художественного стеклоделия Качалов Н.Н.. Лауреат Сталинской премии, член-корреспондент АН СССР .
В течение, более чем 60 лет, на заводе работал и творил, виртуоз русского традиционного стиля Александр Ворбьевский. С 2002 года завод стал собственностью главы Уралсиба. В 2005 по решению акционеров, Ломоносовский фарфоровый завод был переименован в «Императорский фарфоровый завод».
Много чего интересного, можно еще рассказать, об истории завода, и о судьбе людей ,когда либо работавших или как то связанных с этим предприятием.