Фарфор Вербилки: история Дмитровского фарфорового завода
В 1766 году, в селе Вербильцы (сейчас Вербилки), Дмитровского уезда Московской губернии, английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером, была открыта фабрика по производству фарфоровых изделий.
В помощниках у Франца были - его старший сын и профессор Женевcкого университета Гаттенберг, который впоследствии, был приглашен для работы на Императорский фарфоровый завод. Это был первый частный фарфоровый завод в России. Для императрицы Екатерины 2 на заводе было изготовлено 4 орденских сервиза - Андреевский, Владимирский, Георгиевский и Александровский для приемов кавалеров этих орденов. Сервиз очень понравился императрице, вследствие чего, Гарднеру было разрешено, ставить изображение Московского герба на все свои изделия, и обещано покровительство князя Юсупова. Гарднеровская посуда завоевала большую популярность , она была дешевле зарубежной , но не уступала ей по качеству. Гарднеру пришлось расширять производство для удовлетворения потребности населения. В 1796 году, когда Франц Гарднер перешел в мир иной, фарфоровый завод в Вербилках считался лучшим частным заводом в России.
После смерти Франца дело продолжили его наследники. Фабрика Гарднера обладатель большого количества золотых медалей и призов с различных выставок. В 1855 году фабрика получила разрешение ставить на свои изделия изображение двуглавого орла Российской империи. В изделиях фабрики первой половины 19 века по формам и декору господствовал ампир. В этом была схожесть Гарднеровского и Императорского заводов. Множество скульптурных элементов и позолоты, удлиненные изящные формы, копирование известных произведений живописи характерны для посуды фабрики первой половины XIX века.
Также, на фарфоре появляются жанровые сцены и сцены войны 1812 года, в которых французы часто изображались в карикатурном виде. В 1820-х гг. на заказ изготавливаются сервизы с портретами, русскими пейзажами, видами усадеб и т.д..
В декоративном оформлении фарфора со второй трети XIX века господствуют сменяющие друг друга исторические стили. Гарднеровский завод подражает западноевропейскому фарфору второй половины XVIII века: изогнутые линии, выпуклый золоченый орнамент, пестрые цветочные букеты и гирлянды становятся характерными для изделий фабрики в эти годы.
Но постепенно производство фарфора стало затухать, пропала элегантность и легкость росписи, расчет на коммерческое производство оказался не очень успешным, фарфор стал утрачивать художественность и фабрика ,в этом смысле, начала деградировать.
В 1892 году фабрика была выкуплена Матвеем Сидоровичем Кузнецовым и переименована в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», но клеймо на всех изделиях осталось «Гарднеровское».
С этого момента начался новый рассвет фабрики. Кузнецов был хорошим предпринимателем и много увеличил производство фарфора. Кузнецов пользовался лучшими образцами Гарднеровской коллекцией, которая насчитывала более 7,500 образцов разных предметов.
Кузнецов увеличил производство и стал продавать то, что больше пользовалось спросом- большое количество столовых и чайных сервизов, а также анималистическую скульптуру.
К 100-летию Бородинской битвы был большой выпуск посуды с изображениями военных сцен, к 300 –летию дома Романовых были выпущены скульптуры русских барынь и бояр, в одеждах 16-17 веков.