Азарова Людмила Павловна, советский и российский скульптор керамист. Родилась 24 октября 1919 в г. Боровске, Калужской области, в семье землемера. В 1933 году окончив школу-семилетку, поступила в Калужское медицинское училище. Закончив его в 1936 году была направлена на работу в Коми АССР. В самом начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года Людмила Павловна добровольцем ушла на фронт служить фельдшером. В начале 1942 года в связи с беременностью уволилась из армии. С 1943 года была восстановлена в армии и в качестве операционной сестры прослужила в госпитале,в Сухуми до конца войны. После войны вернулась Калугу.
В 1949 году Людмила Павловна поступила в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Оттуда перевелась на скульптурное отделение Московского института прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ). В 1953 году, в связи с расформированием МИПИДИ переводится в Московское высшее художественно-промышленное училище (МВХПУ), бывшее Строгановское. Окончив в 1954 году МВХПУ Азарова получила распределение чертежником в конструкторское бюро. Одновременно она устраивается на работу в артель «Художественная Керамика». И с октября 1954 года начинает работать художником-скульптором на Турыгинском заводе художественной керамики кооперативной артели «Художественная Керамика».
Первой авторской работой Азаровой в Гжели стала скульптура «Телятница» (1954), об этой работе негативно высказалась искусствовед НИИХП Попова О.С. « … Скульптура «Телятница» выполнена грамотно, но в ней мало настроения, она производит впечатление безразлично позирующей художнику. Момент декоративности скульптуры не учтен автором. К тому же технически вещь недостаточно продумана, так что оказалась слишком сложной в производстве».
В 1958 году, после участия в трех московских выставках, и создания ряда парковых скульптур, она становится членом союза художников СССР. В конце 50-х отношение к Азаровой со стороны администрации артели изменилось, к ней стали относится серьезней , прислушиваться к ее мнению, особенно после выпуска в производство скульптуры "Золотая рыбка"(1956).
Особую поддержку тогда еще молодой художнице оказал известнейший советский скульптор анималист В.А.Ватагин. На первой художественной выставке «Советская Россия» в Москве (1960) он особо отметил работы Азаровой, он отозвался о ней как о молодом талантливом перспективном художнике. Ему очень понравились работы Людмилы Павловны.
Василий Алексеевич был крупнейшим мэтром в жанре анималистической скульптуры. Он воспитал несколько поколений известных советских художников.
Очевидно, не без влияния Ватагина, в творчестве Людмилы, так прочно заняла своё место анималистика.
Анималистическая скульптура Л.П. Азаровой отличается легкостью, пластичностью, особой игрой света, в то же время оригинальностью формы, что все вместе придает скульптуре узнаваемый "азаровский" стиль.
Фигурки животных у Азаровой небольшие, очень часто не больше ладони и, как правило,не имеют подставки. При всей своей оригинальности и емкой компоновке скульптурных форм они удивительно реалистичны и динамичны. В 1963 году художница создает фигурки животных очень маленьких размеров, высотой всего лишь полтора-два сантиметра. Это «Корова», «Теленок», «Конь», «Жеребенок», «Собака». Статуэтки могут соединяться в группы, в различных вариациях.
Азарова по новому осмыслила геометрию формы скульптуры, увидела, развила и закрепила новую технику создания своих скульптур, что стало началом новой фазы развития гжельской скульптуры.
В 1960-х годах Л.П.Азарова работает преподователем на художественном отделении ГСКТ. В огромном числе ее учеников были З.В.Окулова, С.П. Маланин. В это же время Людмила Павловна выполняет несколько моделей для Каслинского завода. Пробные модели скульптур очень понравились руководству завода, и были безоговорочно взяты для тиражирования. В производство пошли скульптуры: «Кот с мышью», «Петухи, или Петушки - авторское название», «Баба с подсолнухами», «Свинья с поросятами», «Иван-Царевич (с Василисой Премудрой на Сером волке)» и «Алёнушка (с братцем-козликом)». Все работы 1966 года. Чугунно-литейные работы по моделям Азаровой - настоящий успех. В эти же годы майоликовым производством ГЭКЗ МГО ХФ РСФСР, в селе Речицах была принята к тиражированию скульптура «Алёнушка» (1960).
Творческая деятельность Л.П. Азаровой во второй половине 1950-х и до конца 1960-х годов определила второй этап развития современной фарфоровой керамики Гжели. Этот этап по стилистике можно было бы обозначить как характерный украшением посудных форм скульптурным декором, близким по своему характеру народной игрушке. В этот период своего творчества сама Азарова определяла стили, в которых работала, как: «Упрощенный», «Матрёшковый», «Беспыльный» (чуть более сложная форма «Упрощенного» стиля).
Беспыльный стиль отличает особенная гладкость и обтекаемость форм, которая, как бы,. не дает пыли задерживаться на поверхности. Из работ этого стиля у Азаровой, можно отметить анималистические скульптуры «Лань» (1959), «Корова» (1960). «Беспыльным» стилем Азарова увлеклась после того, как в НИИХП увидела фотографии экспозиции малой пластики в фарфоре с Польской промышленной выставки в Москве (1959). Польская мелкая пластика стала откровением для советских художников и искусствоведов, особенно тех, которые специализировались на анималистической теме. Она показала, как далеко может в декоративной скульптуре идти обобщение формы, не переходя при этом грань, отделяющую реалистическое ощущение от рационалистической схемы, условность от стилизации. Первой самостоятельной работой в этом стиле у Л.П. Азаровой стала скульптура «Жираф» (1959).
В 1965 году Л.П. Азарова была назначена главным художником Турыгинского завода художественной керамики, а фактически производства всей кооперативной артели «Художественная Керамика». Должность оказалась больше административной, чем творческой, и никоим образом не влияла на развитие художественного уровня производства. На посту главного художника Азарова пробыла до 1970 года. В этот период Азарова создает одну из самых знаменитых своих работ «Чаепитие» (1966).
Азарова проработала на заводе 48 лет, до 2002 года. За время работы ей было выполнено более 670 работ, ее скульптуры приняли участие в 63 выставках. Произведения Азаровой хранятся в 34 музеях и учреждениях, большое количество работ находится у частных коллекционеров.