Малышева Нина Александровна (1914-1983)

Малышева Нина Александровна (1914-1983) - советский скульптор-фарфорист.

Малышева Нина Александровна родилась в 1914 году в городе Орле. Ее детство проходило в трудное послереволюционное время, когда одна эпоха трагически сменялось другой. Поэтому, все сложности жизни того времени, как и большинство жителей нашей Родины, она испытала на себе. Будучи маленькой девочкой, Нина Александровна стала рисовать раньше, чем научилась читать и писать. Эта привычка ставшая ее основной профессий и любимым делом всей жизни, сделала ее известнийшим скульптором - фарфористом.

В 1925 году семья Малышевых переехала в Москву. В тридцатые годы Н. А. Малышева после окончания семилетки поступила в Фабрично - заводское училище, по специальности токарь по металлу. В 1933 году - в художественное училище имени 1905 года. Училась у таких известных художников педагогов, как С. И. Фролов, И. Ф. Рахманов, Н. П. Крымов. Сильное влияние на скульптора произвели шедевры А. А. Дейнеки. Далее Н. А. Малышева занимала должность художественного руководителя в Доме художественного воспитания детей, а также работала преподавателем в школе. В военное время эвакуирована с маленькой дочкой в Казахстан (Кустанай). В Кустанае подала заявление в МИПИДИ (в это время институт находился в эвакуации в Самарканде), и была зачислена на второй курс факультета художественной керамики. Влияние жизни и быта в Средней Азии, работа в колхозе, обусловили избрание темы для дипломной работы - «Сборщик хлопка», «Колхозник с кетменем», «Вышивальщица сюзане». Осенью 1943 года МИПИДИ переехал в Москву. Вначале Н. А. Малышеву сильнее увлекало занятие живописью, далее она перешла на факультет декоративной скульптуры. Здесь Нина Александровна обучалась живописи под руководством Р. Фалька, а скульптурой - у Н. Зелинской и Е. Белашовой. Окончила обучение в 1947 году, и после знакомства с Б. И. Алексеевым и главным художником Главфарфора В.К. Зубаревой, стала труженником Дулевского фарфорового завода.

Перед фарфористами стояла интересная и трудная задача создать современную советскую фарфоровую пластику, созвучную времени и рассчитанную в основном на жилой интерьер. Предлагая новые образцы, художники должны были заботиться не только об идейно-художественном звучании произведений, но и об их технолоичности, так как большинство скульптур предназначалось для массового выпуска. Здесь в 1950 - е гг. были созданы скульптуры «Маникюр» («Сплетницы»), «Телефонный разговор», «Заблудились», «Лезгинка», «Прогулка», «Песня дружбы», «Юная балерина» и др. Ряд произведений Н. А. Малышевой посвящены изображению танца и классического балета. В 1970 – е гг. были созданы композиции по мотивам пьес А. Н. Островского, поставленных на сцене Малого театра («Правда хорошо, а счастье лучше», «Гроза», «Бесприданница»). В 1950 - 1970 гг.. Н.А. Малышева создает серию работ в жанре "НЮ": "Портрет с натуры" (1963г.), "Натурщица с ромашкой" (1965г.), "Сидящая натурщица" (1965г.), "Натурщица с зеркалом" (1965 г.), "Стоящая натурщица" (1966г.), "Натурщица с полотенцем" (1976г).

Одним из главных мотивов в творчестве Н. А. Малышевой была тема счастливого материнства и детства. Наиболее внимательно скульптор относилась к изображению лиц, причесок, мелких деталей одежды и прочих примет времени. Сама Нини Александровна называла свои работы «зарисовками с натуры». Скульптор выполняла свои произведения от начала до конца, - была автором форм и образцов росписи. Для формирования портрета или портретной скульптуры мастеру необходимо досконально исследовать портретируемого, изучить его характер, натуру, узнать присущие фигуре особенности, пропорции, скрытое движение. Особенности работы с фарфором определяют сложности из-за специфики фарфора, технологического процесса, вероятных деформации при обжиге. Но Малышева отлично справилась со всеми этими задачами, ее балетные скульптуры наделены не только красотой, элегантностью и пластичностью, но и портретной узнаваимостью. Ей характерно бережное отношение к белой блестящей поверхности фарфоровых изделий. Декорирующий скульптуру цвет у нее всегда деликатен, он лишь подчеркивает форму, усиливает декоративность пластики, акцентирует особенности характера образа. Малышева избегает ярких, кричащих тонов, объясняя это тем, что размеру скульптуры должна быть адекватна и сила цвета. Очень интерестен прием, добавляющий определенную символичность и дух русского национального искусства, — роспись скульптуры не крупными разноцветными букетиками и цветами. Участвовала во всесоюзных, региональных, городских и международных выставках (Всесоюзная художественная выставка, Москва, 1949; Выставка советского искусства, Хельсинки, 1950; Республиканская выставка произведений народного прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР, Москва, 1952 и др.) Персональная выставка – 1982 г. (Москва). Произведения Н. А. Малышевой хранятся в ГТГ, ГРМ, ВМДПНИ, Государственном музее керамики Кусково (Москва), Музее Государственного Дулевского фарфорового завода, Тверской областной картинной галерее, Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Луганском областном художественном музее.

В 1983 году прошла выставка Нины Александровны Малышевой. По экспонатам композиции определенно видно, что художник тонко примечает жизнь во всех ее проявлениях. Повседневный быт, работа и отдых, праздники, танцы, театральные сюжеты, радость и печаль, — все имеет место в ее творчестве. Только настоящему мастеру доступно и возможно, в любой жизненной ситуации, бытовом эпизоде, уловить ускользающие от взгляда обывателя моменты и запечатлить их в бессмертных шедеврах искусства. В ее произведениях все имеет свое место и смысл: детали одежды, расположение фигур, их особенности и нюансы, - все это помогает раскрыть суть сложных многофигурных скульптур Малышевой.

Неполный список работ (Перечень из каталога выставки. Москва 1982 г).

  • 1948-49 Материнство-Мать-грузинка, Мать-узбечка, Крайний Север
  • 1950 Юная балерина, Девочка с курами
  • 1951 Стрижка овец, Сбор помидоров, Прогулка
  • 1952 из серии малыши: Мальчик таджик с бубном, Танцующая девочка-таджичка, северянин с белочкой, самолет прилетел, Казахский мальчик с беркутом.
  • 1953 серия Советские Социалистические Республики-Россия, Белоруссия, Эстония, Узбекистан (большие).
  • 1954 Садко, Волхова, Любава, Маникюр, Телефонный разговор.
  • 1954 Русский чудо-городок, Русский городок (сувенир), Ладья (сувенир) Сувенирные коробочки - Россия, Украина, Белоруссия. Малые: Заблудился, Лиза над Фонтанкой, Ванька Жуков, Посланник дружбы, Уральская кадриль, Лезгинка, Лявониха, Узбекский танец
  • 1957 Джавахарвал Неру в гостях у узбекских колхозников (композиция), Фестиваль молодежи в Москве,
  • 1958 Лето, Детский велосипед, Близнецы, Летний день, Весенние экзамены, Кружевницы (композиция)
  • 1959 Пляжные зарисовки: У моря, Вдвоем, Поцелуй ,Жарко Утро (Девушка с гребнем), Трудный ход (Шахматисты не с нашего двора), Мечтатель, Гагаринцы, Девушка с халатом
  • 1961 В подшефном колхозе (Трутни), Русское гостеприимство
  • 1962 Шалунья над ручьем, Джесси-белый пудель
  • 1962 Грустный пес
  • 1963 Новый Пигмалион, Портрет с натуры, На одной волне, Укротительница
  • 1964 Романтики на целине, Хата-лаборатория, Голубая лампа (композиция), Гагаринцы (35см), Красная шапочка
  • 1965 Тамбовская казначейша, Портрет по пояс (У фотографа), Русская баня, Жизель (Е.Максимова) Ромео (Ю.Жданов), Кармен (М.Плисецкая), Одиллия (М.Плисецкая), Адажио (М.Плисецкая), Натурщица с ромашкой
  • 1968-69 В.И.Ленин и солдат, В.И.Ленин и Н.К.Крупская в Горках , Сварщица , Машенька, Чаепитие, Добро пожаловать
  • 1970 Узбекские ковровщицы, Друзья (Мальчик с лайкой)
  • 1971 Юное дарование, Сказка о Золушке, Хрустальный башмачок, Строгий поводок
  • 1972 Маленький наездник-казак (из серии Счастливое детство), Мы-дулёвские, Русский перепляс, Жок (Молдавский танец), Роман с контрабасом, Булочница 1973 Из серии на темы пьес А.Н.Островского: На свадьбе, Кудряш и Варвара, Чаепитие. Пьеса "Правда хорошо,а счастье лучше": Свидание, Воспоминания, Вечером
  • 1973-74 Серия "Костюмы эпох": Лиза, Малиновый берет, Русская красна-девица, Вальс, Прогулка, Замоскворечье, Горожанки, Лорнет, Политес, Гроза
  • 1974 Наши традиции. У Вечного огня , Портрет Е.Н.Гоголевой(Барельеф)
  • 1975 Э.Скриб.Стакан воды (Спектакль Академического Малого театра.) Композиция: Е.Н.Гоголева, Е.М.Шатрова , М.М.Садовский. Златошвейка
  • 1976 "Затянувшееся объяснение,или "Поедем на БАМ"
  • 1977 Неразбериха, или "Кто есть кто?", Танец маленьких лебедей , Туалетная коробочка "Медальон"
  • 1978 "Драма" (По А.П.Чехову) Посвящается Ф.Г.Раневской, Лакомка Мишка (Медовичок)
  • 1979 Олимпийский огонь, самое первое ожерелье, Боксер(Сувенир)
  • 1980-81 Золотая свадьба (Трудовая династия), Мирное семейство, Заноза, Туалетный сундучок , Туалетная коробочка "Медальон" 15х14х13, Столовый набор, Декоративная скульптура "Булочница", масленка Доска
  • 1981 Сюита А.Грибоедов "Горе от ума" : Софья и Чацкий, Фамусов и Лиза, Молчалин и Хлёстова. Сервиз "Чайный" 17 предметов , Настенные тарелки Д.26 см (Утро, День, Ночь, Купальщица, Стрижка пуделя, Цветы) . Скульптурные рамки для портретов 40х60
  • 26 января 2021 18:11:53
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 1340
  • 0